Как американские школьники переживают за оценки? Трепещут ли перед провалом или, наоборот, относятся к этому философски? Давайте разбираться, как устроена система оценок в американской школе и что значит получить там заветное «A» или зловещее «F».
На первый взгляд, кажется, что да — ведь в США тоже применяется пятибалльная система. Но если сравнивать с нашей, где по факту рабочими являются всего четыре оценки (потому как единицу никто не ставит), в Америке шкала оценок действительно насчитывает пять уровней. Оценки по буквам в Америке:
Если проводить аналогии с российской системой, то A — крепкая «пятерка», B — «четверка», C и D — «тройки», причем D — тревожный звонок, F — аналог нашей «двойки», с той разницей, что в США ее получить даже страшнее. Она означает, что курс провален, и его придется пересдавать.
Плюсы и минусы в системе буквенных оценок в Америке тоже есть, но, в отличие от наших 4+ или 3-, они не слишком влияют на итоговый результат — скорее просто показывают, что ты где-то на грани между уровнями.
Если в российских школах иногда можно услышать, как учитель на весь класс объявляет: «Иванов, два, садись», то в Америке такая публичная «порка» исключена. Отметки в школе — это почти личная информация, их не выкрикивают на весь класс и не развешивают на доске почета. Ученики узнают свои результаты либо в личных разговорах с учителем, либо через электронную систему, где можно отслеживать прогресс в режиме реального времени.
Правда, в небольших городах традиция сравнивать, у кого оценки лучше, все еще жива, но в больших школах давно никто не соревнуется за пятерки. Но нельзя сказать, что оценки маловажны. Напротив, успеваемость в школе играет ключевую роль при поступлении в вуз.
Самых успешных учащихся ждет почетное звание — High Honors, что-то вроде российского аттестата с красной корочкой. Оно присуждается тем, кто попал в топ-10% по результатам обучения. Те, кто занял места чуть ниже, получают Honors — высокий уровень, но уже без блеска. Оставшимся ученикам достается просто сертификат о среднем образовании.
Так что в Америке оценки — это не просто отметки в дневнике, а реальный пропуск в университет и дальше, в серьезную взрослую жизнь.
Что делают родители в США, когда их ребенок приносит домой рюкзак, набитый не учебниками, а сплошными «D» и «F»? Вопреки стереотипам, хороший родитель не устраивает разнос, не грозит забрать приставку и не принуждает переписывать учебник от корки до корки. В школах США сильно верят в самостоятельность – ребенок сам отвечает за свою учебу и последствия своих решений.
Родителей здесь не призывают «на ковер» к директору и не просят как-то повлиять на успеваемость отпрыска. Более того, если родитель сам придет в школу с идеей что-то изменить, ему, скорее всего, предложат расслабиться и позволить ребенку самому разобраться со своими проблемами. Иногда даже посоветуют пересмотреть расписание, например, отказаться от нелюбимого предмета в пользу того, что дается легче.
Подобное отношение далеко не всем близко. Особенно часто с этим спорят семьи выходцев из Китая, Японии и Южной Кореи, где учеба – дело серьезное, а давление родителей считается скорее благом, чем проблемой. Но американские педагоги придерживаются другой философии: стресс и постоянный страх провалиться не приводят к лучшей успеваемости, а, наоборот, мешают развитию. Этот тезис подтвержден множеством исследований.
В связи с этим американская система образования делает ставку не на жесткий контроль, а на мотивацию, как и школа иностранных языков ITEC. Если ученик хочет хорошо учиться – ему дают для этого все возможности. Если нет – никто его насильно за парту тянуть не будет.
В местных школах учащиеся имеют возможность самостоятельно подбирать предметы и уровень их изучения. Полностью избавиться от базовых дисциплин не выйдет – математика, английский язык, естественные науки (смешанный курс химии, физики и биологии), социальные науки (история, экономика и социология) и физкультура обязательны. Но вот насколько глубоко их изучать – решает сам школьник.
К примеру, можно взять базовый курс социальных наук, но при этом углубленно изучать математику. Или наоборот – сдать математику «по минимуму», а все силы направить на искусство или иностранные языки, если именно в нем ученик видит свое будущее.
Кроме того, есть факультативы – они работают как дополнительные курсы. Кто-то выбирает творческие направления вроде танцев, живописи или театра, а кто-то берет дополнительные уроки по профильным предметам. Система гибкая и заточена под индивидуальные интересы, что, в идеале, позволяет школьникам заранее готовиться к будущей профессии, а не просто штамповать одинаковые знания ради галочки.
Программа в американских школах действительно очень вариативная — ее можно подстроить под интересы конкретного ученика еще в средней школе. Но вместе со свободой выбора приходит и ответственность. Здесь никто не будет уговаривать школьника учиться, делать домашку и исправлять двойки. Если он завалит предмет — это его проблема, а не родителей или учителей.
Отношение к учебному процессу здесь больше напоминает университетскую систему, т. к. никто не будет ругать за проваленные тесты, вызывать родителей на беседу или пытаться как-то «вытянуть» нерадивого ученика в следующий класс. Но при этом дисциплина в школах жесткая. Пропускать уроки без уважительной причины можно максимум пять раз в год — дальше начинаются проблемы. Домашнее задание, если оно не сделано, автоматически считается «F», а оценки за год складываются не только из тестов, но и из общей активности на уроках.
В итоге два ученика, которые одинаково хорошо напишут финальный тест, могут получить разные годовые оценки. Тот, кто весь год работал, будет в выигрыше, а тот, кто ленился и прогуливал, даже с отличным финальным тестом не сможет компенсировать упущенное. Система построена так, чтобы стимулировать стабильную работу, а не авральную подготовку к экзаменам.
Изучайте языки с удовольствием! В школе ITEC вас ждут современные методики, опытные преподаватели и увлекательные уроки. Записывайтесь!